График работы

Пн – сб: 7:30 – 17:00

График работы

Пн-пт: 7:30 – 17:00
Суббота: 7:30 – 15:00

Ученые поняли, как это работает обучение во сне

Помните, как в начале 90-х возникла повальная мода на изучение английского? И был еще такой популярный экспресс-курс английского языка от Илоны Давыдовой. Предполагалось, что аудиокурс автоматически записывается на подкорку, и это происходит даже во сне.

Но как бы ни была сильна вера людей в чудеса, довольно скоро стало понятно, что технология не работает, и «запись на подкорку» стала ассоциироваться исключительно с ленью и невежеством. Однако спустя 30 лет ученые вновь обратились  к идее запоминания языков во время сна. Благо, что нейротехнологии за это время значительно шагнули далеко вперед.

Исследователи и Бернского университета (Швейцария) проводили эксперимент по изучению иностранных слов во сне. Для чистоты эксперимента предложенные  слова не принадлежали какому-либо из известных языков, а были выдуманы учеными. Например, «tofer = key» (тофер — ключ) или «guga = elephant» (гуга — слон).

Оказалось, что мозг эти слова воспринимает и перерабатывает. Это происходит во время глубокой фазы сна, когда появляются медленные колебательные волны высокой амплитуды. Эти волны характеризуются ритмическим чередованием высокоактивных фаз (Up), когда клетки мозга активизируются, и пассивных фаз (Down), когда клетки выключают активность. Чередование приходит каждые полсекунды.

Семантические ассоциации между воспроизведенными во сне словами искусственного языка и их «родными» переводами слов кодировались и сохранялись только в том случае, если второе слово пары (на родном языке) неоднократно (2, 3 или 4 раза) воспроизводилось во время состояния Up.

Но что насчет реальных успехов в обучении? По словам ученых, если все правильные фазы были соблюдены, то после пробуждения люди могли сказать, например, обозначают ли иностранные слова, воспроизведенные во сне, что-то большое (гуга) или маленькое (тофер).

Было интересно, что в момент мысленного нащупывания ассоциаций в мозгу активировались языковые области мозга и гиппокамп — важнейший центр памяти. Именно эти структуры обычно опосредуют приобретение нового словарного запаса. Судя по всему, они это делают вне зависимости от того, в сознательном или бессознательном состоянии изучались новые слова.

Результат обучения во сне можно было сравнить с тем, как если бы человек прочитал один раз учебник, но забыл написанное. Однако при повторном прочтении информация казалась уже смутно знакомой и усваивалась легче.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *